Зачем философия современному человеку?
1. Как философия может помочь современному человеку?
Подлинную потребность в философии в наши дни
ощущают, конечно, немногие. Ощущают её, в частности, некоторые мыслящие люди из
числа тех, кто, вопреки бессердечию и поверхностности, задающим тон в нынешней
жизни, стремится отстоять свою человечность.
Быть и оставаться человеком сегодня совсем не
просто – порою куда сложнее, чем сохранять свою идентичность «сознательного
украинца», единоросса, приверженца той или иной конфессии.
Человечность
как таковая прежде всего есть, разумеется, категория нравственная – она
предполагает способность к бескорыстной самоотдаче, способность заботиться о
других, щедро уделять им своё внимание и время.
![](http://4.bp.blogspot.com/-V89xTYucf9o/T9umX3Ac11I/AAAAAAAAAQg/CfIkLNH-rzA/s400/lnnOyQ1mrFw.jpg)
Думаю, потеряно ещё далеко не всё. Меня, как, наверное,
многих моих коллег время от времени укрепляет в этой мысли процесс писания
философских текстов. Как только оказываешься вынужден, как только найдёшь в
себе силы сойти с лёгкого пути благополучных трюизмов на опасную, неизвестно
куда ведущую еретическую тропу, сойти ради неизвестно чего, просто ощущая
контроль над собой некоей теряющейся в тумане строгости – вот тогда-то, именно
тогда и убеждаешься: есть он, Абсолют, есть!
Год спустя после провала в мединституте я
стал студентом-философом.
В философии меня не сразу, но безвозвратно
привлекла мало известная и малоуважаемая у нас по тем временам (начало 70-х гг.
прошлого века) её область – этика.
Почитаемой, известной, любимой лучшими
студентами и преподавателями была сводная сестра этики – эстетика. Кружок
эстетики, которым руководил умница и великий энтузиаст философии Анатолий
Станиславович Канарский, был в те годы бесспорно лучшим на философском
факультете; его горнило, вместе со своими друзьями, прошёл и я, и многим ему
обязан.
Но вот этика… Существенное знакомство с ней
началось для меня в тихом прохладном зале Исторической библиотеки, чтением
старых, пропахших сыроватой прохладой хранилища книг Спинозы, Лейбница, Канта,
Ницше, Паскаля. Раз и навсегда я вдруг понял, что ничего более интересного и
привлекательного в философии для меня быть не может: счастливым образом мне
отворилось то пространство мысли, тот простор, где грешному разумению моему
стало легко и свободно.
Должен добавить, что для меня, питомца эстетического
кружка Канарского, путь в этику изначально прорисовывался едва ли не вопреки
общепринятым представлениям о существе сей суровой дисциплины. Нет, не
моральный пафос, не благоговение перед категорическим императивом влекли меня,
сознаюсь, в её заповедные глубины. Влекло меня восхищение – восхищение
малообразованного неофита – перед бесконечной, искрящейся, переливающейся всеми
цветами радуги, сулящей счастье, и боль, и утоление тайной человеческой свободы
и человеческой любви.
Так что дипломная моя работа оказалась
посвящена проблеме свободы воли – сюжету, в те годы достаточно редкому. О
свободе и о любви, насколько это мне под силу, пишу до сих пор. А также о
стыде, о благоговении, о страхе, тошноте, жалости, о человеческом общении и
различных его нюансах.
Ведь где нет нюансов – там нет философии; это
относится и к этике. Нюансы указывают на обилие траекторий мысли и чувства,
манят на простор, светлый простор свободы, заветный доступ к которому, я
убеждён, открыт для человека всегда.
С этим убеждением и живу.
Виктор Аронович
Малахов (Доктор философских наук,
профессор, Институт философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины)